a_staska (a_staska) wrote,
a_staska
a_staska

Categories:

Город одного архитектора...

Барселона – это плод величайшего в мире романа архитектора с городом. Притом архитектора гениального, такого, каким был чудак и волшебник Антонио Гауди. Около десятка самых удивительных и самых знаковых зданий Барселоны спроектированы и построены этим сумасшедшим художником; художником, который презирал прямые линии и обожествлял совершенную форму круга. Мастером, который нарушал каноны, ломал геометрию и считал образцом совершенства простое куриное яйцо. В полной трагизма жизни Гауди было лишь три больших увлечения – Барселона, архитектура и природа. Этим вещам он и посвятил всего себя, превратившись к концу жизни в совершеннейшего аскета, одержимого своим самым великим проектом – завершением Собора Святого Семейства.

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус недалеко от Барселоны. Его отец был потомственным медником - занимался обработкой металлов. В фамильной мастерской, наблюдая за тем, как отец плавит медь и латунь, Гауди чувствовал тягу к созданию необычных форм.

Врожденную нелюдимость Антонио усугубляла детская ревматическая болезнь, из-за которой юный Гауди был вынужден много и долго гулять по окрестностям Реуса. Тогда случилось его первое серьезное увлечение ботаникой: он мог часами разглядывать деревья, траву, листья, цветы. Так формировался особый стиль будущего художника, черпавшего вдохновение у самой природы.

В 17 лет Гауди перебирается в Барселону и, спустя 4 года начинает изучать архитектуру в одной из городских школ. Профессор, обучавший Гауди, оценивая проекты своего студента, не раз восклицал: «Никак не могу понять, то ли гений передо мной, то ли сумасшедший».

gaudi-001

В 1878 году Гауди получил диплом и взялся за свой первый заказ от продавца текстиля – витрину для Всемирной выставки в Париже. Эту самую витрину заметил меценат Эусебио Гуэль, впоследствии ставший не только близким другом архитектора, но и его постоянным заказчиком.

Тогда же Гауди создал свое самое первое творение для любимого города – чугунный уличный фонарь с шестью светильниками, который можно увидеть и сегодня на Пласа Реал. С этого фонаря и началась многолетняя работа Гауди над обликом любимой им Барселоны.

0_1ae9f_43172cc_XL

Образцом совершенства Гауди считал обычное куриное яйцо. Долгое время он носил в кармане сырое яйцо, доказывая тем самым его особую природную прочность.

Первым серьезным проектом Гауди стал Дом Висенса по улице Калье-лес-Каролинес 18/24. Прообразом для украшения фасада особняка стали обычные желтые бархатцы, которые архитектор увидел во время разметки строительного участка. Дом промышленника Висенса с элементами стиля «мудехар», с обилием шахматных узоров, отделкой цветной плиткой по фасаду, ажурными балкончиками и пышным садом явился вершиной испанского модерна. Обстановка особняка также придумывалась Гауди. Все, вплоть до встроенной в стены мебели, инженерных идей с раздвижными дверями, прогулочных террас с башенками и скамейками на крыше, отделки курительной комнаты в восточном стиле мастер придумал сам.

cb004cf435b1eb3a5254dd390803de21bc81d694063833

«Хотите знать, что послужило образцом для многих моих творений? Дерево, стоящее прямо, вздымающее кверху свои ветви с расположенными на них ветками поменьше, на которых, в свою очередь, располагаются листья. И каждый из этих элементов выглядит гармонично и величественно с тех времен, как их создал Великий Творец». Антонио Гауди

В 1883 году Гауди был назначен главным архитектором Собора Святого Семейства. К тому моменту его предшественником уже была возведена крипта храма, и Гауди пришлось учитывать это в своем проекте. Со временем возведение главного собора Барселоны превратится для Антонио в дело всей жизни, но в 1883 году пожертвования на строительство храма были нерегулярными, а потому работу приходилось часто прерывать. И в этот период Гауди приступает к дополнению архитектурного ансамбля Усадьбы Гуэля по Авинтуда Педральбес, 7. Огромной популярностью в наши дни здесь пользуются знаменитые кованые ворота в виде дракона и дерева с золотыми яблоками.

ворота

В самой усадьбе, переименованной в Дворец Педральбес, находится музей керамики, а из творений Гауди здесь можно увидеть дом привратника с башенкой в мавританском стиле и конюшню с манежем.

Эусебио Гуэль был очарован работой Гауди и заказал полюбившемуся архитектору возведение дворца для своего семейства в центре Барселоны по улице Калье Ноу-де-ла-Рамбла, 3/5. Антонио придумал 25 вариантов фасада и принялся за работу. Жители, наблюдавшие за строительством, шептались: «Это скорее храм, чем дом», «Безудержная роскошь», «Какой-то Вавилон». Хотя в сравнении с Домом Висенса Дворец Гуэля в конечном итоге выглядел более чем скромно. Шарма добавляли каминные и вентиляционные трубы на крыше, замаскированные под чаши с виноградом. А потолок главного зала был испещрен десятками естественных отверстий, отделанных черным алебастром, благодаря чему днем он был похож на звездное небо. На крыше Гауди устроил традиционную террасу для прогулок со скамейками и нишами.

небо

В это же время Гауди заканчивал строительство школы при монастыре Святой Терезы по Калье Грандухер, 85. Это здание возводилось для монашеского ордена, а потому никаких вычурностей Гауди позволить себе не мог – разве что привычную уже башенку на зубчатой готической крыше и несколько скромных гербов и плиток с христианской символикой. Именно во время строительства религиозной школы Гауди решил поэкспериментировать с параболическими арками, окаймляющими внутренние коридоры. Эти белоснежные анфилады считаются сегодня визитной карточкой монастырской школы.

арки

Следующий проект Гауди, дом Кальвета по Калье-де-Касп, 48, созданный мастером для потомков текстильного фабриканта, был признан лучшим архитектурным произведением 1900 года. Этот особняк с волнообразным фронтоном был своего рода репетицией перед созданием знаменитого Дома Мила. Хотя Дом Кальвета внешне выглядит намного скромнее, его интерьеры вызывают все тот же немой восторг. Особенно оформление кабины лифта и кованая решетка двери.

Дом Кальвета

В 1900 году Гауди по просьбе Гуэля приступил к одному из самых амбициозных проектов своей жизни – знаменитому городу-саду, который потерпел сокрушительное фиаско.
На склоне холма Мунтанья Пелада, откуда открывался чудесный вид на море и город, должны были появиться домики для буржуа, окруженные садами и дополненные всей необходимой инфраструктурой: рыночной площадью, прудом, сценой и церковью. Но в конечном итоге куплено было только два участка, один из которых приобрел сам Гауди. И фантастический город-сад превратился в парк с пустующим Залом ста колонн, украшенным мозаичными плафонами, самой длинной скамейкой в мире,

P1120585

акведуками, мостиками, пальмами, фонтанами, пряничными домиками и гротами, напоминающими настоящие пещеры. Сегодня этот парк один из самых популярных в Барселоне, здесь собирается творческая молодежь, художники, музыканты и нелегальные торговцы украденными сувенирами. В доме, в котором несколько лет подряд жил Гауди, открыт музей, посвященный архитектору.

P1120596

P1120597

Параллельно с работой над парком Гауди занимался не самым своим известным проектом – восстановлением Каса Бельесгуард на развалинах средневекового дворца XV века. Это сооружение – абсолютная мешанина из стилей: современники называли это гражданской каталонской готикой, хотя сам Гауди относил свой проект к неоготике. Особого внимания заслуживает пирамидальная крыша с неизменной смотровой башней, увенчанной крестоцветом и неоготический зубчатый венец. Бельесгуард достраивался по эскизам Гауди, но уже другим архитектором.

Рельефный потолок Бельесгуарда
рельефный потолок

В 1904 году Гауди взялся достраивать Дом Батло, полностью перекроив существовавший фасад на свой лад. Этот особняк с ногами-колоннами слона, балконами-гнездами и чешуйчатой крышей-спиной ящера сравнивают с живым существом. Интерьер этого дома также нереален, как и внешний вид. Особенно восхищают основание лестничных перил, похожее на позвоночник, и мягкие формы без углов: кажется, что комнаты перетекают одна в другую.

дом батло

дом батло1

Особняк Каса Мила, за который Гауди принялся в 1906 году, был построен с особой тщательностью. Этот дом-море с изгибающимися мансардными линиями и текучими очертаниями крыши и внутреннего дворика современники прозвали Каменоломней и футуристическим гаражом для дирижаблей.

кар1

Гауди создал здесь буквально все: от латунных дверных ручек до кованых решеток балконов и деревянных скамеек. Сегодня ежедневно у особняка выстраивается гигантская очередь из желающих посетить Каса Мила и погулять по террасам на крыше с вентиляционными трубами в виде рыцарских шлемов.

дом мила

мила

В 1914 году 62-летний Гауди отказывается от всех проектов и с головой уходит в разработку эскизов и строительство Собора Святого Семейства. Поскольку пожертвований прихожан недостаточно, Гауди сам обходит дома каталонцев и просит подаяние на строительство. В остальное время он делает макеты из гипса, дерева, веревочек с грузами, рисует и перебирает десятки вариантов. У Гауди никогда не было душевных привязанностей и любовных романов, современники считали его женоненавистником, ударившимся в неистовую веру. А потому ничто не мешало архитектору работать целыми днями и ночами. В 1925 году он переезжает в мастерскую при строящемся соборе, изучает священные писания и труды монахов, перестает общаться с немногочисленными друзьями, одевается в лохмотья и беспрестанно совершенствует эскизы и модели собора.

Так выглядело перевернутое изображение модели из шнурков и грузил, служившее Гауди для расчета векторов сил, действующих на конструкцию здания
модель с грузилами

К концу жизни великий гений Гауди напоминал бродягу. Он мог часами бродить по улицам Барселоны, бормотать себе под нос и раздумывать над возникшей архитектурной проблемой.

Строительная площадка собора, 1915 год
собор

собор1

7 июня 1926 года Антонио Гауди вышел из мастерской и направился в церковь Сант-Филип-Нери. Переходя дорогу между улицами Жирона и Байлен, он был сбит гремящим барселонским трамваем. Люди на улице приняли Гауди за бездомного бродягу и отправили его в больницу для нищих, где он, спустя 3 дня, скончался. На церемонию погребения Антонио Гауди, которого похоронили в крипте недостроенного собора, пришли сотни горожан. Только потеряв великого человека, город осознал всю горечь этой утраты. Собор Святого Семейства продолжают строить и сегодня. Говорят, что возведение величайшего храма планеты завершится к столетию со дня смерти его гениального основателя – в 2026 году.

Tags: Барселона, Гауди
Subscribe

  • тпруу..

    Что-то бегала, ездила, звонила, расшифровывала, фотографировала, писала. А сейчас посмотрела в окно, а там предгрозовое тёмно-синее небо и почки на…

  • Про экстремальные путешествия и плохих гидов

    Утром просматривала ленту и напоролась на новость о том, что в Мурманской области под лавиной погибла школьница. Повёл их незадачливый гид по…

  • Байкальский джетлаг

    Несколько дней назад вернулась с ледяного Байкала. Но что-то никак не могу въехать в привычную жизнь. А всё чертов джетлаг. Разница во времени всего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments