a_staska (a_staska) wrote,
a_staska
a_staska

Categories:

Школьники, свалки и музеи

Я не очень люблю слово «экология». Мне кажется, оно себя несколько дискредитировало. Вернее, всевозможные чиновники, журналисты, волонтеры и школьные методисты слишком часто использовали это слово в негативном контексте. И теперь все знают, что экология на нашей планете паршивая, а дальше никто не вникает. Потому что «а, слышали, знаем, отстаньте». В общем, слово поистерлось, набило оскомину и явно требует более жесткой замены в языке, а следовательно и в сознании людей.

Конечно, чтобы привить человеку экологическое мышление, нужно заниматься этим с пеленок. Но часто эта задача дается на откуп школе, где ее в свою очередь с треском проваливают. И все потому, что начинают не с головы, а с хвоста.


Вся наша система образования построена на том, чтобы продемонстрировать ребенку выдающиеся образцы классической литературы (которая сейчас в принципе не очень понятна), обучить идеальному английскому (этот академический язык приходится переучивать, потому что даже обычные англичане его не очень-то понимают) и так далее. И все эти образцы оказываются очень далеки от реальности, что, мягко говоря, нельзя не почувствовать.

Чтобы «добить танцем», детей принято таскать всем классом на всевозможные мероприятия: в органный зал, кукольные и драматические театры, в музеи и на концерты. А там, как правило, так: сидит учильница в шапке рядом с проходом и каждую минуту раздает подзатыльники и шипит через три ряда вперед: «Тютькин, замолчи, хватит болтать, я поставлю тебе двойку за поведение!». «Иванова, а ну пересядь ко мне, завтра родителей вызову!». И так на протяжении всего спектакля/концерта. Потом с чувством выполненного долга учительница ставит себе большую жирную галку в план, мол, окультурены, охвачены, просвещены. А дети, как правило, ничего не выносят из таких походов, кроме того, что Иванова-дура, а Тютькин светил в глаза актеров лазерной указкой, а потом получил пакетом от Марьиванны.

Я считаю, что школьников не нужно возить в театры и музеи, их нужно возить на свалку. Да-да, именно на свалку. Собрать класс, посадить в автобус и вывезти на городскую свалку. Чтобы они почувствовали этот запах, чтобы они посмотрели своими светлыми глазами на масштабы и объемы, чтобы они походили вокруг и порасспрашивали тех людей, что там работают. И рассказать им так, между делом, что пластик, стекло, полиэтилен никуда не деваются, а становятся частью нашей жизнедеятельности. А потому по сути мы едим весь этот мусор, мы дышим им, мы купаемся в нем. Потом стоило бы показать этим школьникам фильм Люка Бессона «Дом», в котором наша прекрасная планета снята с высоты птичьего полета. Там нет слов, назиданий, нравоучений, просто видеоряд. И среди удивительной красоты, которую так часто демонстрируют нам в промороликах туристические компании, встречаются и ужасающие места, вроде гигантских электронных свалок, где все время горят костры, а восьмилетние пацаны — ровесники наших второклашек - с раннего утра до позднего вечера разбирают сломанную технику за три доллара в день. Эти дети, которые постоянно дышат испарениями свинца и ртути, впоследствии редко доживают до 30ти.

И не надо лицемерить и зубрить прекрасные стихи прекрасных поэтов, которые «были способны ценить красоту родной природы, а ты, Сидоров-скотина, никогда не научишься!». А Сидоров-то этой природы и не видел никогда. Он и не знает, что в осени первоначальной есть короткая, но дивная пора. Потому что за его девятиэтажкой три завода, две свалки и гаражи. И нынешние честные поэты воспевают уже совсем другую «красоту» - промзоны и бетонные заборы, серое, в прямом смысле свинцовое небо и заводские трубы. А горожане уже вполне привыкли к подобным пейзажам и воспринимают их как часть обычного городского ландшафта.

А потому детей нужно возить на свалки, к водохранилищу с мертвой рыбой, рассказывать им о язвах этого мира, о больных и умирающих детях, о том, что наша планета полна боли. И что им под силу это изменить. Понемногу, по чуть-чуть, маленькими шажками: собраться с одноклассниками и убрать мусор в соседней роще, привезти в больницу ненужные игрушки и, самое главное, не быть равнодушными. Потому что иначе они не смогут понять, почему Пикассо написал свою «Гернику», а Альберт Швейцер лечил детей в Африке. Даже если выучат сотни стихов наизусть или посмотрят все постановки в местном театре.

Потому что, как писал еще в 19 веке английский писатель и художник Джон Рескин, хороший вкус и понимание красоты — есть нравственное качество. «Вы не можете допеться или дописаться до того, чтобы сделаться хорошими людьми; вы должны быть хорошими людьми прежде, чем начнете петь и писать...».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments