a_staska (a_staska) wrote,
a_staska
a_staska

Categories:

Большая литература

Признаюсь честно, к современной литературе я отношусь очень настороженно. Не потому, что она плохая, а потому, что ее очень много. А мне довольно трудно довериться новому автору. Для этого мне нужно ему поверить, пустить его глубоко под кожу, позволить там говорить и питаться моими чувствами. И дело тут не в моем снобизме, а в том, что по-настоящему искренне пишущих авторов на свете не очень много.

Благо, есть друзья, вкусы которых примерно совпадают с моими. Так что, дорогой beljour, спасибо тебе за то, что ты читаешь хорошие книги и делишься прочитанным. Так было с чудесным романом Людмилы Улицкой "Медея и ее дети" и с "Последним поклоном" Виктора Астафьева. Так случилось и теперь, когда буквально за пару дней я проглотила книгу Евгения Водолазкина "Лавр".

Читала в какой-то горячке, слишком быстро. А потом жалела, что сама же у себя отнимаю свои первые впечатления, не растягиваю удовольствие, как надо бы, а спешу схватить всю историю целиком.

Я не буду долго и нудно перечислять достоинства этой книги и ее автора. Скажу только, что Евгений Водолазкин учился у самого Дмитрия Сергеевича Лихачева, а жанр романа «Лавр» - житие, что само по себе нетривиально и привлекает внимание.

Кое-где пишут, что книга эта о Боге. Не верьте. Там совсем мало о Боге, но больше о любви. О любви земной, о любви к людям, о самоотречении, ради любви. Ну и, конечно, о вере. Да, именно так. Не о Боге, но о вере. Потому что как по мне, это явления разные.

В моем личном списке книг на эту тему (в котором также присутствует Иван Шмелев и его «Лето Господне» и «Quo vadis” Генрика Сенкевича) роман «Лавр» занял свое особое место. Для меня тема духовных исканий очень больная. Я совершенно не понимаю, как можно верить во что-то сегодня. Когда храмы отдельно, священнослужители отдельно, мораль, если таковая имеется, сама по себе, а человек тонет в этом хаосе, смешивая в голове похудение во время поста, медитации, трапезы на кладбище на Пасху и цитаты из Ветхого Завета в соцсетях. Но когда я читаю подобные книги, я ощущаю особенный трепет. И этот трепет, он о главном, о чем-то самом важном. Не о Боге, не о религии, не о церкви, но о вере.

Еще одно неоспоримое достоинство этого романа - его язык. Увлекательная игра со стилями, когда в тексте смешиваются, к примеру, древнерусские обороты и современный канцелярит, который в своей речи используют псковские юродивые. Но эти, казалось бы, несочетаемые вещи так гармонично вписаны в повествование, что вызывают эстетический восторг.

Выписала тут несколько прекрасных цитат. Наслаждайтесь!


«Я скажу странную вещь. Мне все больше кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее? Я думаю, время дано нам по милосердию Божию, чтобы мы не запутались, ибо не может сознание человека впустить в себя все события одновременно. Мы заперты во времени из-за слабости нашей».


" - Какого знака ты хочешь и какого знания, спросил старец, стоявший у Гроба Господня. Разве ты не знаешь, что всякий путь таит в себе опасность? Всякий – и если ты этого не осознаешь, так зачем же и двигаться? Вот ты говоришь, что тебе мало веры, ты хочешь еще и знания. Но знание не предполагает духовного усилия, знание очевидно. Усилие предполагает вера. Знание – покой, а вера – движение.
Но разве не к гармонии покоя стремились праведники, спросил Арсений.
Они шли через веру, ответил старец. И вера их была столь сильной, что превращалась в знание.
Я лишь хочу узнать общее направление пути, сказал Арсений. В том, что касается меня и Устины.
А разве Христос не общее направление, спросил старец. Какого же направления ты еще ищешь? Да и что ты понимаешь под путем – не те ли пространства, которые оставил за спиной? Со своими вопросами ты дошел до Иерусалима, хотя мог бы задавать их, скажем, и из Кириллова монастыря. Я не говорю, что странствия бесполезны: в них есть свой смысл. Не уподобляйся лишь любимому тобой Александру, имевшему путь, но не имевшему цели. И не увлекайся горизонтальным движением паче меры.
А чем увлекаться, спросил Арсений.
Движением вертикальным, ответил старец и показал вверх."

«Знаешь, друже, всякая встреча больше ведь, чем расставание. До встречи – пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно. Человек остается в памяти как ее, памяти, часть. Эту часть создал он, и она живет и иногда входит в соприкосновение со своим создателем. Иначе отчего же мы чувствуем дорогих людей на расстоянии?"

"Справедливый человек не тот, кто не обидит, а тот, кто мог бы обидеть, но не захотел".

Subscribe

  • У улиток с орфографией так себе..

    Сидим на больничном. Я пытаюсь работать, Полина Сергеевна от скуки учит несчастных улиток. У нас ахатины в коробочке. Достала тетрадь, требует от них…

  • Однажды котёнок, мышонок и щенок...

    Моя семилетка очень любит рассказывать истории про котёнка, щенка и мышонка. Этих героев мы выдумали два года назад, когда я собиралась на две недели…

  • Невыразимо прекрасно..

    Виктория Токарева Самый счастливый день (Рассказ акселератки) Нам задали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments